- О проекте
- Петровская эпоха
- Образ Петра
- Мифы и Интерпретации
- Исследования и рефлексии
- Историография
- Медиатека
- Digital Peter the Great
- Аксаков К.С. (2)
- Акунин Б. (1)
- Анисимов Е.В. (192)
- Анри де Сан-Симон (1)
- Белинский В. Г. (2)
- Беловолов Г. (1)
- Бердяев Н.А. (1)
- Бестужев-Рюмин К. Н. (1)
- Богословский М. М. (2)
- Вагеманс Э. (1)
- Вильгельмина Байрейтская (1)
- Гавриил Бужинский (1)
- Герцен А. И. (1)
- Голиков И. И. (1)
- Гольцев В. А. (1)
- Граф Бассевич (1)
- Грот Я. К. (1)
- Гусев И. Н. (1)
- Достоевский Ф.М. (4)
- Измайлова И. А. (1)
- Иоанн (Экономцев) (1)
- Кара-Мурза А. А. (1)
- Карамзин Н. М. (2)
- Кизеветтер А. А. (1)
- Ключевский В.О. (5)
- Кондаков И.В. (2)
- Корнетов Г.Б. (1)
- Костомаров Н.И. (1)
- Куракин Б. И. (1)
- Куренной В.А. (1)
- Лихачев Д. С. (1)
- Ломоносов М.В. (1)
- Лотман Ю.М. (1)
- М. П. Погодин (1)
- Масси Р. К. (67)
- Матвеев В.М. (1)
- Мединский В. Р. (1)
- Мезин С. А. (2)
- Миллер О. Ф. (1)
- Милюков П. Н. (1)
- Муханов П. А. (1)
- Н. И. Кашин (1)
- Нартов А. К. (1)
- Нартов А.А. (1)
- Никитенко Александр Васильевич (1)
- Пайпс Р. (1)
- Панченко А. М. (2)
- Петр 1 (1)
- Петрухинцев Н. Н. (1)
- Писарев Д.И. (1)
- Платонов С. Ф. (10)
- Плеханов Г.В. (1)
- Поляков Л.В. (1)
- Прокопович Феофан (6)
- Радищев А.Н. (1)
- Семевский М.И. (1)
- Семенов Ю. С. (1)
- Серов Д. О. (24)
- Соймонов Ф. И. (1)
- Соловьев В. С. (2)
- Соловьев С. М. (2)
- Татищев В.Н. (1)
- Успенский Б.А. (2)
- Федоров А. В. (1)
- Федотов Г.П. (1)
- Феофилакт Лопатинский (1)
- Фирсов Н. Н. (2)
- Фридрих Вильгельм Беркгольц (1)
- Цветков С. Э. (1)
- Чертопруд С.В. (1)
- Шмурло Е.Ф. (1)
- Шпенглер О. (1)
- Штелин Яков (60)
- Щербатов М.М. (2)
- Эйдельман Н.Я. (1)
- Юст Юль (1)
- Якоб фон Шлейн (1)
Толстой А.К.
Толстой Алексей Константинович, граф (1817–1875) — русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Основные произведения Толстого посвящены важным историческим событиям Российского государства и связаны с проблемой власти («Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис» и др.). Многими поэтическими сочинениями Толстого были увлечены русские композиторы, которые писали на их основе свои романсы. Литературная деятельность выдуманного автора Козьмы Пруткова (над образом и творчеством которого также работали братья Жемчужниковы) принадлежит по большей части именно Толстому.В славянофильских и близких к ним кругах стихотворение, в котором дана отрицательная оценка петровских реформ, было встречено с большим сочувствием. С сочувствием отнеслась к нему, насколько можно судить по письму И. С. Аксакова к А. К. Толстому, и широкая публика: «Успех Вашего экспромта или песни таков, что начинает пугать и цензоров, и меня… Публика подхватила ее, выучила наизусть, увидала в ней намеки на современное положение, на разрешение крестьянского вопроса, и — в восторге. Говорят, третьего дня в Дворянском клубе дворяне то и дело повторяли: “Палкою, матушка, палкою”, или: “Детушки, матушка, детушки”» (Вестник Европы. 1905. № 10. С. 444). Впоследствии А. К. Толстой отрекся от своего стихотворения и не включил его в сборник 1867 г. В письме Стасюлевичу от 12 ноября 1869 г. он писал: «…Аксаков, должно быть, не подозревает, что Русь, которую он хотел бы воскресить, не имеет ничего общего с настоящею Русью. Кучерская одежда, в которой щеголяли его брат и Хомяков, так же мало изображает настоящую русскую Русь, как и их допетровские теории; Петр I, несмотря на его палку, был более русский, чем они, потому что он был ближе к дотатарскому периоду. Отрекаюсь торжественно от моей песни, которая в свою очередь имела большой успех… Гнусная палка Петра Алексеевича была найдена не им. Он получил ее в наследство, но употреблял ее, чтобы вогнать Россию в ее прежнюю родную колею. Мир ему!» (Толстой А. К. Собр. соч.: 4 т. М., 1963–1964. Т. 4. С. 322). Стихотворение восходит к народной песне, повторяя ее конструкцию (диалогическую вопросо-ответную форму и пр.).