- О проекте
- Петровская эпоха
- Образ Петра
- Мифы и Интерпретации
- Исследования и рефлексии
- Историография
- Медиатека
- Digital Peter the Great
- Аксаков К.С. (2)
- Акунин Б. (1)
- Анисимов Е.В. (192)
- Анри де Сан-Симон (1)
- Белинский В. Г. (2)
- Беловолов Г. (1)
- Бердяев Н.А. (1)
- Бестужев-Рюмин К. Н. (1)
- Богословский М. М. (2)
- Вагеманс Э. (1)
- Вильгельмина Байрейтская (1)
- Гавриил Бужинский (1)
- Герцен А. И. (1)
- Голиков И. И. (1)
- Гольцев В. А. (1)
- Граф Бассевич (1)
- Грот Я. К. (1)
- Гусев И. Н. (1)
- Измайлова И. А. (1)
- Иоанн (Экономцев) (1)
- Кара-Мурза А. А. (1)
- Карамзин Н. М. (2)
- Кизеветтер А. А. (1)
- Ключевский В.О. (5)
- Кондаков И.В. (2)
- Корнетов Г.Б. (1)
- Костомаров Н.И. (1)
- Куракин Б. И. (1)
- Куренной В.А. (1)
- Лихачев Д. С. (1)
- Ломоносов М.В. (1)
- Лотман Ю.М. (1)
- М. П. Погодин (1)
- Масси Р. К. (67)
- Матвеев В.М. (1)
- Мединский В. Р. (1)
- Мезин С. А. (2)
- Миллер О. Ф. (1)
- Милюков П. Н. (1)
- Муханов П. А. (1)
- Н. И. Кашин (1)
- Нартов А. К. (1)
- Нартов А.А. (1)
- Никитенко Александр Васильевич (1)
- Пайпс Р. (1)
- Панченко А. М. (2)
- Петр 1 (1)
- Петрухинцев Н. Н. (1)
- Писарев Д.И. (1)
- Платонов С. Ф. (10)
- Плеханов Г.В. (1)
- Поляков Л.В. (1)
- Прокопович Феофан (6)
- Радищев А.Н. (1)
- Семевский М.И. (1)
- Семенов Ю. С. (1)
- Серов Д. О. (24)
- Соймонов Ф. И. (1)
- Соловьев В. С. (2)
- Соловьев С. М. (2)
- Татищев В.Н. (1)
- Толстой А.К. (1)
- Успенский Б.А. (2)
- Федоров А. В. (1)
- Федотов Г.П. (1)
- Феофилакт Лопатинский (1)
- Фирсов Н. Н. (2)
- Фридрих Вильгельм Беркгольц (1)
- Цветков С. Э. (1)
- Чертопруд С.В. (1)
- Шмурло Е.Ф. (1)
- Шпенглер О. (1)
- Штелин Яков (60)
- Щербатов М.М. (2)
- Эйдельман Н.Я. (1)
- Юст Юль (1)
- Якоб фон Шлейн (1)
Достоевский Ф.М.
Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 г. Статья принадлежит к числу важнейших программных публицистических выступлений Достовеского 1860‑х гг. Черновик не сохранился. Авторство Достоевского установлено (по содержанию и стилистическим признакам) Л. П. Гроссманом. В декабрьской книжке «Современника» за 1861 г. была напечатана статья M. А. Антоновича «О почве», представляющая собой развернутую критику «почвеннических» идейных установок журнала братьев Достоевских, которые получили выражение в объявлениях об издании «Времени» и программном цикле статей Ф. M. Достоевского «Ряд статей о русской литературе». Теоретическую платформу «Времени», призыв Достоевского к примирению народа и высших, образованных классов Антонович охарактеризовал как бессодержательную утопию, как набор прекраснодушных фраз, мешающих подлинному, революционному просвещению народа. Для того чтобы помочь народу получить образование, утверждал Антонович, полемизируя с выводами статьи Достоевского «Книжность и грамотность», мало составить для него азбуку и читальник. Для этого нужно освободить его от помещичьего гнета, обеспечить материальные условия его быта, без чего все разговоры о народном образовании останутся словами. Поэтому лучшая часть «образованного меньшинства» не должна «сидеть и ждать у моря погоды», к чему ее призывают сотрудники «Времени», а действенно бороться за улучшение социально-экономических условий жизни, рост благосостояния народных масс.Появление статьи Антоновича вызвало у Достоевского желание отозваться на нее. Однако заготовки для полемической статьи в адрес журнала революционной демократии 1860‑х гг. и ее руководителей, сохранившиеся в записных книжках писателя, остались неиспользованными. Вместо нее Достоевский помещает во «Времени» данную статью, где по‑прежнему ведет полемику на два фронта — одновременно против публицистов «Современника» и против славянофильского «Дня».
Славянофилам, западникам и публицистам «Современника» Достоевский адресует один общий упрек в том, что при всем своем искреннем желании блага народу они остаются «теоретиками», то есть исходят из выводов отвлеченной «книжной» теории, а не из реальной жизни. Наперед заданные, абстрактные теоретические установки закрывают для них, по мнению писателя, путь к проникновению в подлинную сложность исторического положения русского общества и психологии русских народных масс.
Полемизируя с «теоретиками» сразу на два фронта, Достоевский нередко пользуется аргументацией, заимствованной из их же теоретического арсенала. Так, упреки И. С. Аксакову в поклонении его и его друзей узкому «московскому идеальчику» опираются в значительной мере на характеристику допетровской эпохи, принадлежащую Герцену, а указание на оппозиционную роль раскола, противопоставленного Достоевским как важнейшее явление народной жизни, — воззрениям славянофилов на Московскую Русь, подсказано сочинениями А. П. Щапова о расколе. Славянофильское осуждение послепетровской русской литературы и просвещения вызывало резкие возражения Достоевского уже раньше, причем до него, процитировав тот же отрывок из передовой Аксакова, последнему с революционно-демократических позиций возражал Чернышевский. Известная перекличка с разночинно-демократической точкой зрения на славянофильство ощущается и в письме Достоевского к H. H. Страхову от 18 (30) сентября 1863 г.: «Славянофилы, разумеется, сказали новое слово, даже такое, которое, может быть, и избранными‑то не совсем еще разжевано. Но какая‑то удивительная аристократическая сытость при решении общественных вопросов» (XXVIII, кн. 2, 53). Тем не менее, несмотря на стремление Достоевского к объективной беспристрастной оценке и анализу сильных и слабых сторон славянофильства и западничества, предпочтение им все‑таки в основных решающих пунктах исторической концепции славянофилов сказывается в статье достаточно определенно.