Русская христианская гуманитарная академия Российский Фонд фундаментальных исследований
Главная / Авторы / Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.
Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 г. Статья принадлежит к числу важнейших программных публицистических выступлений Достовеского 1860‑х гг. Черновик не сохранился. Авторство Достоевского установлено (по содержанию и стилистическим признакам) Л. П. Гроссманом. В декабрьской книжке «Современника» за 1861 г. была напечатана статья M. А. Антоновича «О почве», представляющая собой развернутую критику «почвеннических» идейных установок журнала братьев Достоевских, которые получили выражение в объявлениях об издании «Времени» и программном цикле статей Ф. M. Достоевского «Ряд статей о русской литературе». Теоретическую платформу «Времени», призыв Достоевского к примирению народа и высших, образованных классов Антонович охарактеризовал как бессодержательную утопию, как набор прекраснодушных фраз, мешающих подлинному, революционному просвещению народа. Для того чтобы помочь народу получить образование, утверждал Антонович, полемизируя с выводами статьи Достоевского «Книжность и грамотность», мало составить для него азбуку и читальник. Для этого нужно освободить его от помещичьего гнета, обеспечить материальные условия его быта, без чего все разговоры о народном образовании останутся словами. Поэтому лучшая часть «образованного меньшинства» не должна «сидеть и ждать у моря погоды», к чему ее призывают сотрудники «Времени», а действенно бороться за улучшение социально-экономических условий жизни, рост благосостояния народных масс.

     Появление статьи Антоновича вызвало у Достоевского желание отозваться на нее. Однако заготовки для полемической статьи в адрес журнала революционной демократии 1860‑х гг. и ее руководителей, сохранившиеся в записных книжках писателя, остались неиспользованными. Вместо нее Достоевский помещает во «Времени» данную статью, где по‑прежнему ведет полемику на два фронта — одновременно против публицистов «Современника» и против славянофильского «Дня».

     Славянофилам, западникам и публицистам «Современника» Достоевский адресует один общий упрек в том, что при всем своем искреннем желании блага народу они остаются «теоретиками», то есть исходят из выводов отвлеченной «книжной» теории, а не из реальной жизни. Наперед заданные, абстрактные теоретические установки закрывают для них, по мнению писателя, путь к проникновению в подлинную сложность исторического положения русского общества и психологии русских народных масс.

     Полемизируя с «теоретиками» сразу на два фронта, Достоевский нередко пользуется аргументацией, заимствованной из их же теоретического арсенала. Так, упреки И. С. Аксакову в поклонении его и его друзей узкому «московскому идеальчику» опираются в значительной мере на характеристику допетровской эпохи, принадлежащую Герцену, а указание на оппозиционную роль раскола, противопоставленного Достоевским как важнейшее явление народной жизни, — воззрениям славянофилов на Московскую Русь, подсказано сочинениями А. П. Щапова о расколе. Славянофильское осуждение послепетровской русской литературы и просвещения вызывало резкие возражения Достоевского уже раньше, причем до него, процитировав тот же отрывок из передовой Аксакова, последнему с революционно-демократических позиций возражал Чернышевский. Известная перекличка с разночинно-демократической точкой зрения на славянофильство ощущается и в письме Достоевского к H. H. Страхову от 18 (30) сентября 1863 г.: «Славянофилы, разумеется, сказали новое слово, даже такое, которое, может быть, и избранными‑то не совсем еще разжевано. Но какая‑то удивительная аристократическая сытость при решении общественных вопросов» (XXVIII, кн. 2, 53). Тем не менее, несмотря на стремление Достоевского к объективной беспристрастной оценке и анализу сильных и слабых сторон славянофильства и западничества, предпочтение им все‑таки в основных решающих пунктах исторической концепции славянофилов сказывается в статье достаточно определенно.
«Петр как гений видел одну цель…» (Замечания на статью Семевского о книге Устрялова «Царевич Алексей Петрович», «Русское слово», 1860, № 1)

«Петр как гений видел одну цель…» (Замечания на статью Семевского о книге Устрялова «Царевич Алексей Петрович», «Русское слово», 1860, № 1)

Достоевский Ф.М. Петр 1 Публикации
День Петра

День Петра

Достоевский Ф.М. Петр 1 Публикации
Пушкин

Пушкин

Достоевский Ф.М. Петр 1 Публикации
Два лагеря теоретиков (По поводу «Дня» и кой-чего другого)

Два лагеря теоретиков (По поводу «Дня» и кой-чего другого)

Достоевский Ф.М. Петр 1 Публикации